Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный влиянию искусственного интеллекта (ИИ) на сферу образования. Документ исследует как возможности, так и вызовы, связанные с внедрением ИИ в учебный процесс, а также предлагает рекомендации для политиков, педагогов и разработчиков.
Ключевые выводы доклада:
- ИИ меняет образование с беспрецедентной скоростью, предлагая принципиально новые возможности для персонализации обучения, поддержки учителей и оптимизации управления образованием.
- В докладе рассматриваются девять ключевых инноваций, обусловленных ИИ, в Латинской Америке и Карибском бассейне, которые делятся на решения для учителей, учащихся и администрации.
- Для учителей: ИИ-наставники предоставляют персонализированную профориентацию, поддержку и наставничество, помогая улучшить набор и удержание учителей. Системы обратной связи на основе ИИ предлагают частое, целенаправленное профессиональное развитие, анализируя данные бесед в классе и генерируя педагогические идеи. Инструменты планирования уроков с помощью ИИ позволяют учителям эффективно создавать увлекательный контент, соответствующий стандартам, адаптированный к потребностям учащихся. Автоматизация же позволяет сократить нагрузку на учителей, высвобождая время для обучения и наставничества.
- Для учащихся: системы репетиторства на основе ИИ адаптируются к индивидуальным потребностям учащихся и предоставляют обратную связь в режиме реального времени. В то же время в документе исследуется спорное использование генеративных инструментов ИИ, таких как ChatGPT, для выполнения заданий, подчеркивая необходимость адаптации стратегий оценки, повышения грамотности в области ИИ и обучения учащихся ответственному использованию этих технологий.
- В сфере управления образованием: помощники на базе ИИ оптимизируют распределение ресурсов путем автоматизации задач, предоставления персонализированной поддержки и генерирования аналитических данных. Системы раннего предупреждения, основанные на ИИ, помогают выявлять учащихся, подверженных риску отсева, что позволяет своевременно принимать целенаправленные меры для удержания учащихся в системе образования. Централизованные механизмы распределения с использованием алгоритмов ИИ повышают эффективность и справедливость распределения учителей по вакансиям и учащихся по школам, о чем свидетельствуют инициативы в Эквадоре, Чили и Перу, которые позволили сократить дефицит учителей и улучшить доступ учащихся к более качественным образовательным возможностям.
Вызовы и возможности:
- Цифровой разрыв: необходимо обеспечить равный доступ к инфраструктуре и цифровым навыкам для инклюзивного внедрения ИИ.
- Этика: важно разработать этические рамки управления и повысить уровень владения ИИ на уровне организаций.
- Доказательства: необходимы дальнейшие исследования, чтобы получить более полное представление об эффективности вмешательств ИИ в широких масштабах.
Рекомендации:
- Инвестировать в инфраструктуру, чтобы обеспечить равный доступ к инструментам на основе ИИ.
- Обучать педагогов эффективному использованию ИИ в образовании.
- Разрабатывать общественные блага, такие как инструменты для диагностики пробелов в подключении школ.
- Решать этические вопросы, связанные с конфиденциальностью данных, алгоритмической предвзятостью и ответственностью.
- Создавать надежные механизмы управления для обеспечения прозрачности и подотчетности.
В заключение, в докладе подчеркивается, что ИИ не должен рассматриваться как замена человеческого опыта, а скорее как способ расширить и масштабировать воздействие человеческого суждения и навыков. Роль педагогов остается критически важной, а инструменты ИИ следует рассматривать как мощных помощников, которые могут помочь учителям персонализировать обучение, оказывать адресную поддержку и принимать обоснованные решения. Ответственное использование ИИ в партнерстве с человеческим опытом позволит создать будущее образования, которое будет высокоэффективным и ориентированным на человека.