Развитие искусственного интеллекта оказывает существенное воздействие на сферу высшего образования
Статьи

Развитие искусственного интеллекта оказывает существенное воздействие на сферу высшего образования


Традиционные университеты, ориентированные на очное обучение, сталкиваются с нарастающими вызовами и должны оперативно реагировать, чтобы сохранить свою доминирующую позицию. Все больше экспертов считает, что современные инновации и социокультурные изменения подрывают роль традиционных университетов, где учеба происходит в аудиториях.

Это не удивительно, особенно учитывая опыт, полученный в ходе движения “плата должна упасть” и перехода к гибридным и онлайн-форматам обучения во время пандемии COVID-19. Множество студентов остаются

Эти проблемы только усугубляются факторами, такими как мировой экономический спад, бюджетные ограничения, рост стоимости обучения, финансово уязвимые студенты и давление со стороны государства по поводу приема выпускников системы базового образования. К тому же, появление коммерческих учебных заведений и технических колледжей, несмотря на вопросы касательно их качества и стоимости, создает дополнительную конкуренцию в области высшего образования.

Наиболее гибкие коммерческие университеты стремятся использовать преимущества стандартов аккредитации, ориентированных на конечный результат, и активно перенастраивают свое внимание на результаты обучения студентов. Эти учебные заведения подчеркивают не только переподготовку, но и подготовку к будущим рабочим задачам, предлагая студентам не только более удобный доступ к образованию, но и более востребованные навыки.

В то время как такие инновационные коммерческие университеты активно развиваются, традиционные высшие учебные заведения, игнорируя эти изменения, рискуют утратить свою актуальность и конкурентоспособность.

Теория прорывных инноваций, представленная Клейтоном Кристенсеном, предсказывает, что во многих отраслях конкуренты, создающие простые и доступные продукты и услуги, ориентированные на бюджетный сегмент рынка, в конечном итоге могут заменить лидеров рынка, страдающих от более высоких издержек и устаревших бизнес-моделей.

Подобным образом, в области высшего образования многие традиционные контактные университеты сталкиваются с проблемами, такими как высокие операционные издержки, жесткая структура учебных программ, иерархическая организация и устаревшие методики обучения.

Запуская новые формы мультимодального обучения и активно используя искусственный интеллект и современные образовательные технологии, инновационные учебные заведения привлекают новых студентов и предлагают образование, ориентированное на потребности современного рынка труда. Это создает угрозу для традиционных учебных заведений и заставляет их пересматривать свои подходы к образованию.

Новаторские технологии искусственного интеллекта, трансформирующие сферу высшего образования

По данным аналитической программы Gartner для ИТ-директоров в области высшего образования на 2023 год, высшие учебные заведения призваны обратиться к искусственному интеллекту для решения вышеупомянутых задач.

Ключевые виды искусственного интеллекта, оказывающие воздействие на высшее образование, включают в себя машинное обучение (МО), обработку естественного языка (ОЕЯ), компьютерное зрение и робототехнику.

Машинное обучение включает в себя алгоритмы, способные извлекать уроки из данных и принимать прогнозы или решения на основе этого обучения. Обработка естественного языка связана с тем, как компьютеры обрабатывают и понимают человеческий язык. Компьютерное зрение предполагает разработку алгоритмов, позволяющих компьютерам интерпретировать визуальные данные, такие как изображения и видео. Робототехника включает в себя применение алгоритмов для управления роботами и автоматизации физических задач.

Крупные компании, такие как Microsoft, SAP, SAS, IBM и другие, уже интегрировали подобные возможности искусственного интеллекта в свои продукты, поэтому высшие учебные заведения также вынуждены внедрять ИИ в свой образовательный процесс и исследовательскую деятельность.

Искусственный интеллект находит применение даже в использовании офисного программного обеспечения, такого как Excel, ERP-приложения, автоматизация бизнес-процессов, интеллектуальная автоматизация процессов, анализ данных и прогнозная аналитика, с целью повышения производительности.

Воздействие использования искусственного интеллекта в контексте образования

Искусственный интеллект имеет потенциал стать как персональным наставником для студентов, так и личным помощником для преподавателей. Сейчас уже можно наблюдать, как искусственный интеллект активно помогает преподавателям в различных аспектах образования.

Преподаватели, часто перегруженные обязанностями, включая выставление оценок и административные задачи, могут использовать инструменты искусственного интеллекта для создания учебных планов, взаимодействия со студентами, автоматизации процесса оценки и мониторинга успеваемости студентов.

Мы надеемся, что эти инновации позволят преподавателям больше времени уделять развитию творческих навыков студентов и более глубокому обучению, способствуя их способности к анализу и критическому мышлению, вместо простого механического запоминания.

Среди таких инструментов искусственного интеллекта, способствующих эффективности обучения и усвоению знаний, можно выделить генеративных чат-ботов с искусственным интеллектом, виртуальных помощников для исследований, перефразаторов с искусственным интеллектом, конвертеров текста в речь, адаптивных образовательных программ, технологий поддержки студентов, систем предупреждения о проблемах, а также чат-ботов на базе искусственного интеллекта для административных задач и систем оценки на основе искусственного интеллекта. Эти инструменты позволяют персонализировать обучение, улучшать развитие критического мышления и предоставлять дополнительную поддержку студентам за пределами аудитории.

Компании, такие как ChatGPT, Quilbot, Perplexity и Grammarly, играют важную роль в области высшего образования, и их возможности постоянно расширяются.

Однако, несмотря на все преимущества, неправильное использование этих инструментов может привести к потере умения анализа, письма и чтения у студентов, а также способствовать списыванию на заданиях и экзаменах.

Кроме того, существует опасность усиления культуры быстрого сканирования текстов, чтения заголовков и извлечения краткой информации, которую формируют социальные сети, а также возможно увеличение разрыва между мотивированными и менее мотивированными студентами. Исследования высшего статуса также могут остаться недоступными для учебных заведений, слишком сосредоточенных на преподавании, так как передовые исследовательские университеты первыми начнут использовать искусственный интеллект и продолжат лидировать в создании качественных исследований, публикуемых в рейтинговых научных журналах и на конференциях.

От экстремных взглядов к глубоким обсуждениям

Создатели фантастических произведений и кинематограф всегда описывали будущее, связанное с искусственным интеллектом, в довольно мрачных или даже антиутопических тонах. В последние годы эксперты по искусственному интеллекту и сами предприниматели выразили глубокую тревогу относительно последствий использования ИИ.

На мой взгляд, возможно, более целесообразно не придерживаться крайних точек зрения на искусственный интеллект.

На протяжении долгого времени многие эксперты давали прогнозы относительно информационных технологий, которые в дальнейшем оказывались грубо неверными. Например, так называемые эксперты ошиблись в прогнозах относительно потенциала роста персональных компьютеров в домашних хозяйствах, серьезности проблемы “Y2K” и даже доли рынка iPhone.

Возможно, наш акцент следует перенести на разработку и эффективное использование искусственного интеллекта, а не на создание мрачных или чрезмерно оптимистичных прогнозов. Несомненно, высшие учебные заведения несут ответственность за формирование ИИ как силы, способствующей общему благу.

Внедрение искусственного интеллекта в сферу высшего образования сопряжено с множеством сложностей, но есть надежда, что, обучая студентов умению использовать ИИ для решения социальных задач, содействия экономическому росту и улучшения процесса принятия решений как в личной жизни, так и в организациях, мы сможем внести вклад в общее благополучие. Необходимо также уделять внимание политическим, правовым, этическим, моральным и социальным рискам и последствиям использования ИИ.

Традиционным учебным заведениям необходимо будет разработать новые бизнес-модели и учебные программы с учетом влияния искусственного интеллекта и новых образовательных технологий.

Стандарты качества исследований, вопросы плагиата, проверка фактов (включая противодействие фейковым новостям и теориям заговора), алгоритмическая предвзятость и дискриминация, а также вопросы регулирования и правопорядка (включая вопросы интеллектуальной собственности и этические аспекты), а также недостаток грамотности в области искусственного интеллекта должны стать одними из ключевых тем для дальнейших обсуждений и действий в сфере высшего образования.

Hi, I’m admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *