Пока отрасли по всему миру ломают голову над тем, где и как часто искусственный интеллект (ИИ) следует внедрять в их рабочие процессы, biopharma, со своей стороны, действует осторожно.
В недавнем опросе ZoomRx, в котором приняли участие более 200 специалистов в области естественных наук, более половины заявили, что их компании запретили сотрудникам использовать популярный инструмент генеративного искусственного интеллекта OpenAI ChatGPT, включая 65% из 20 крупнейших фармацевтических компаний. Респонденты заявили, что эта политика в значительной степени связана с опасениями, что конфиденциальные внутренние данные могут быть переданы конкурентам.
“Вопрос сводится к следующему: как сбалансировать компромисс между спекулятивным и эмпирическим; потенциальные выгоды для бизнеса и признанные риски безопасности? И я думаю, что для многих из этих компаний, занимающихся биологическими исследованиями, особенно для тех, кто входит в топ-20, последствия любой ошибки с данными в настоящее время перевешивают любые предполагаемые результаты ”, – сказал Эндрю Юкава, менеджер по продуктам ZoomRx, в заявлении для Fierce Pharma Marketing.
Юкава сослался на ошибку, для исправления которой в прошлом году потребовалось полное отключение ChatGPT и которая позволяла некоторым пользователям просматривать историю чатов других пользователей, добавив: “Вы можете представить сценарий, когда сотрудник загружает в ChatGPT проприетарные клинические данные или конфиденциальную информацию из разговора с коллегой при обращении за помощью на работе, и это конкретное действие затем непреднамеренно добавляет информацию в набор обучающих данных OpenAI, используемый для повышения будущей производительности его чат-бота”.
Однако профилактические меры, выходящие за рамки прямых запретов, отсутствуют: опрос показал, что менее 60% компаний, занимающихся биологическими исследованиями, предоставили сотрудникам какое-либо обучение или рекомендации по безопасному использованию ChatGPT, хотя еще 15% заявили, что планируют это сделать.
Несмотря на это, в то время как около половины отрасли запретили этот инструмент — и еще большему количеству компаний еще предстоит провести какое-либо соответствующее обучение, – многие специалисты в области биологических наук регулярно используют ChatGPT. Более половины опрошенных заявили, что используют его по крайней мере несколько раз в месяц, и более четверти респондентов используют это средство несколько раз в неделю, если не каждый день.
Что касается искусственного интеллекта в целом, то, хотя целых 83% опрошенных назвали технологию “переоцененной”, многие компании, занимающиеся биологическими исследованиями, активно используют ее. Только 8% заявили, что еще не начали внедрять ИИ, по сравнению с чуть более чем 50% респондентов, которые заявили, что у них уже есть “некоторые” или “несколько” вариантов использования, и 10%, которые заявили, что являются лидерами отрасли по внедрению ИИ.
Юкава назвал это несоответствие между представлением о шумихе вокруг искусственного интеллекта и его фактическим широким использованием свидетельством “большого разрыва между восприятием и реальностью”.
“Сегодня существует повсеместное представление о том, что ИИ является панацеей, в то время как на самом деле ИИ используется гораздо более спорадично и неравномерно. Мы знаем, что, хотя GenAI преуспевает в определенных областях (таких как генерация контента, поиск информации, задачи программирования), он также испытывает серьезные трудности в других задачах (дезинформация, галлюцинации, количественные рассуждения) ”, – сказал он. “Я думаю, что эти результаты показывают дихотомию между тем, каким ИИ может быть в теоретическом, идеалистическом смысле, и тем, чем ИИ является в настоящее время в более практическом, осязаемом смысле”.
Среди тех биофармацевтических компаний, которые уже используют искусственный интеллект, наиболее распространенным применением было открытие лекарств, за которым следовали персонализированная медицина, копирайтинг и оптимизация испытаний. В целом, многие из опрошенных заявили, что в первую очередь рассматривают технологию как средство экономии средств — 64% назвали это мотивацией для внедрения искусственного интеллекта, по сравнению всего с 17%, которые заявили, что считают, что инструмент оказывает существенное влияние на доходы.
И, опять же, несмотря на довольно распространенное использование технологии, опасения по поводу безопасности остаются: когда их попросили оценить свое согласие парой утверждений по шкале от одного до семи, 81% поставили пять, шесть или семь баллов своей “вере в ИИ для повышения эффективности” по сравнению с 91%, которые сделали то же самое в отношении “озабоченности ИИ безопасностью данных, приватностью и использованием”.